Несколько слов о деструктивном правосудии
Хочу привести пример деструктивного правосудия.
Суды периодически оставляют без движения, либо возвращают заявления участников дела (исковые заявления, апелляционные/кассационные жалобы и проч.).
Одним из распространённых оснований для деструктивного правосудия является отсутствие полномочий, по мнению суда, у представителя на подписание и подачу заявления в суд.
Из определения суда:
«суд вважає, що свідоцтво про право на зайняття адвокатською діяльністю підтверджує правовий статус адвоката, однак не надає йому безумовного права підпису в інтересах та від імені скаржника, а ордер не є підтвердженням наявності повноважень адвоката на підпис та звернення до суду із заявою від імені та в інтересах скаржника, оскільки ордер не вказує на обсяг повноважень наданих адвокату. При цьому до матеріалів заяви не долучено договору про надання правової допомоги № 1-ХХ/ХХ/2020 від ХХ ХХХХХХ 2020 року, на який йдеться посилання в ордері. Також в ордері не відображено на надання правової допомоги у якій саме справі він виданий. Отже, вказаний ордер не є підтвердженням наявності повноважень адвоката на підпис та звернення до суду саме з цією скаргою від імені та в інтересах скаржника.»
В этом небольшом выводе суда сосредоточено всё…
В обоснование своей позиции суд сослался на правовые выводы Верховного Суда (постановления):
от 18.10.2018 года по делу №811/1507/18;
от 29.05.2019 года по делу №202/5348/18 (определение);
от 18.03.2018 года по делу №914/2772/16;
от 21.03.2018 года по делу №914/2771/16.
Вывод суда неверен и, как следствие, вместо защиты нарушенных прав гражданин получает потерю времени и денег для борьбы с деструктивным правосудием.
Полномочия адвоката как представителя подтверждаются доверенностью или ордером, выданным в соответствии с Законом Украины «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» - часть 4 статьи 62 ГПК Украины (аналогичное содержание имеют часть 4 статьи 60 ХПК Украины, часть 4 статьи 59 КАС Украины). То есть ордер является самодостаточным документом для подтверждения полномочий адвоката. И это достаточно просто к пониманию. На сегодняшний день уже сформировалась практика Верховного Суда, суть которой сводится к следующему:
при наличии ордера адвокаты не обязаны предоставлять суду копию или выписку из договора о предоставлении правовой помощи для подтверждения своих полномочий как представителей;
Большая Палата ВС указала, что ордер, выданный в соответствии с Законом Украины «Об адвокатуре и адвокатской деятельности», является самостоятельным документом, подтверждающим полномочия адвоката. И предоставление договора о юридической помощи, копии или выписки вместе с ордером действующая редакция Кодекса административного судопроизводства Украины не требует;
также в постановлениях обращается внимание, что, исходя из содержания частей 1, 3 статьи 26 Закона Украины «Об адвокатуре и адвокатской деятельности», ордер может быть оформлен адвокатом (адвокатским бюро, адвокатским объединением) только на основании уже заключённого договора. Кроме того, адвокат несёт уголовную ответственность за заведомо ложное сообщение суду о полномочиях представлять другое лицо в суде и умышленное невнесение адвокатом в ордер сведений об ограничении полномочий, установленных договором об оказании правовой помощи.
Постановления Верховного Суда:
от 5 декабря 2018 дело № П/9901/736/18 (в ЕГРСР дело №9901/736/18);
от 24 января 2019 дело №822/1734/18;
от 16 мая 2019 дело №826/7327/18;
11 июля 2019 дело №0740/1069/18;
8 августа 2019 дело №826/17363/18;
24 октября 2019 дело №2340/2956/18.
Также есть ещё много и много примеров деструктивного правосудия, например: оставить заявление без движения, т.к. оно подано через ЕСИТС (систему Электронный суд); оставить без движения заявление и затребовать оплатить судебный сбор, даже в тех случаях, когда закон напрямую освобождает от его оплаты; допустить в судебный процесс на стороне гос органа не адвоката и не прокурора (тем самым заложить основания для последующей отмены судебного решения) и проч., проч.
Конкретный пример приведён по делу №755/7943/20
Для чистоты обсуждения фото ордера (после удаления личных данных) приложено.
Деструктивное правосудие следует отличать от судебной ошибки.
И то и другое можно и нужно исправлять посредством обжалования, но в первом можно усмотреть признаки дисциплинарной ответственности судьи, а второе не ведёт к дисциплинарной ответственности судьи.
Дестру́кция (от лат. destructio) — разложение, разрушение (в большинстве случаев противоположное или отрицательное от констру́кция).
Правосудие – это справедливость в действии (И.Самсин).
Правосудие по своей сути признаётся таковым лишь при условии, если оно отвечает требованиям справедливости и обеспечивает эффективное восстановление в правах ... (абз. 10 п. 9 Решения Конституционного суда Украины от 30 января 2003 по делу № 1-12/2003).
Также определение правосудия можно раскрыть через задание суда: суд, осуществляя правосудие на принципах верховенства права, обеспечивает каждому право на справедливый суд и уважение к другим правам и свободам, гарантированным Конституцией и законами Украины, а также международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины (часть 1 статьи 2 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей»).
Тогда деструктивным правосудием будет деятельность суда с нарушением принципа верховенства права, без обеспечения каждому права на справедливый суд и в отсутствие уважения к прочим правам и свободам, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины, а также международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины; это несправедливая, не эффективная деятельность суда, которая осуществляется с нарушением процессуального и материального права.
Какие Ваши мысли по деструктивному правосудию?
На защите Ваших прав и интересов адвокат Полетаев И.А.
+380979923541
office@poletaev.kiev.ua